Добро пожаловать на страницу виртуального методического кабинета

Изображение
QR-код сайта школы ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №15 Г. МОГИЛЕВА»  СЕГОДНЯ —  ЭТО: 1578 учащихся школы 102 педагога 32 учебных кабинета История школы ведет свой отсчет с 1963 года. Обучение осуществляется на русском языке. Изучается иностранный язык: английский. На II ступени общего среднего образования организовано изучение учебных предметов на повышенном уровне: в VIII классе — «Физика», «Математика», в IX классе — «Русский язык», «Английский язык». На III ступени общего среднего образования организована работа профильных классов по 1 и 2 моделям (объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне учебные предметы «Английский язык», «Русский язык», «Математика», «Физика», «Химия», «Биология»). Обязательным является освоение программы факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию. Х-ХІ класс». Организована работа объединений по интересам «Юный инспектор движения», «Меткий стрелок» и др. Учащиеся ежегодно принимают активное участи

УМО учителей математики, физики, информатики, астрономии

 

 

 

ПЛАН РАБОТЫ

учебно-методического объединения учителей

математики, физики, информатики, астрономии

на 2023/2024 учебный год

 

 

Председатель УМО М. А. Козловская

 

  


Методическая тема УМО учителей на 2023/2024 учебный год: «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по вопросам воспитания и развития личности учащегося средствами учебных предметов УМО».

Задачи:

·      актуализировать и углубить знания учителей о современных технологиях обучения, совершенствовать методику преподавания учебных предметов, овладеть здоровьесберегающими образовательными технологиями;

·      включить учителей в деятельность по освоению и реализации в образовательной практике технологии визуализации учебной информации, способствующей осмысленному усвоению учащимися учебного материала;

·      освоить учителями способы организации обучения учащихся с широким использованием современных средств визуализации, коммуникации, онлайн взаимодействия, дистанционного обучения и образовательных Интернет-ресурсов;

·      совершенствовать образовательный процесс по учебным предметам с учетом результатов республиканских контрольных работ по учебным предметам;

·      ознакомить педагогов с возможностями использования материалов единого информационно-образовательного ресурса в образовательном процессе;

·      создать условия для методического сопровождения роста профессиональной компетентности учителей и их успешной аттестации;

·      информировать педагогических работников о нормативном правовом, научно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебным предметам, новинках педагогической литературы.

 

 

 

 

 

 

 

Заседание 1(август)

Тема: «Содержательные и организационно-методические особенности образовательного процесса по учебным предметам «Математика», «Физика», «Астрономия» и «Информатика» в 2023/2024 учебном году».

Цель: создание условий для профессиональной компетентности членов УМО в области знаний нормативно - правовых документов и инструктивно-методических материалов по преподаванию учебных предметов «Математика», «Физика», «Астрономия» и «Информатика».

Задачи:

1.    Ознакомить членов УМО с нормативными правовыми и учебно-

методическими материалами МО РБ, определяющими идеологию и стратегию в области образования.

2.              Проанализировать результаты ЦЭ и ЦТ по учебным предметам «Математика», «Физика» и жизнеустройство учащихся.

3.              Определить содержание, формы и методы работы УМО учителей математики, информатики, физики и астрономии.

Форма проведения: инструктивно – методическое совещание.

Оборудование: нормативные правовые документы и сборники приказов МО РБ, методические газеты и журналы с материалами соответствующей тематики, презентации.

 

План проведения:

1.Научно-методический блок

1.1. Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебным предметам «Математика», «Физика», «Астрономия», «Информатика» в 2023/2024 учебном году:

Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации образовательного процесса на II и III ступенях общего среднего образования: основные положения, воспитание в системе образования, общие требования к организации образовательного процесса;

создание безопасных условий организации образовательного процесса;

обновленные учебные программы по учебному предмету «Математика» для V–IX, X–XI классов (базовый уровень), X–XI классов (повышенный уровень);

обновленные учебные программы по физике для VII-XI классов;

обновленные      учебные     программы и учебно-методические комплексы по информатике для VIXI классов;

эффективность использования в образовательном процессе компонентов учебно-методических комплексов по учебным предметам;

анализ результатов и направления совершенствования подготовки учащихся к централизованному экзамену и централизованному тестированию по физике;

совершенствование образовательного процесса по учебному предмету «Математика» с учетом результатов централизованного экзамена и централизованного тестирования;

совершенствование     образовательного         процесса    по          учебному предмету «Информатика»   с учетом          результатов     республиканской контрольной работы по предмету, проведенной в VIII классах.

«Метадычныя рэкамендацыі па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовагама маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі» (утвержденные 21.08.2023 заместителем Министра образования Республики Беларусь).

          «О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2023/2024 учебном году» (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14.08.2023 № 263)

 

1.2. Об организации в 2023/2024 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования (Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь от 31 июля 2023 г.):

·      учебные издания, включенные в «Пералік вучэбных выданняў, якія прыгодныя для выкарыстання ў бібліятэчных фондах устаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі, у 2023/2024 навучальным годзе» (утвержден Министром образования Республики Беларусь А. И. Иванцом 06.02.2023). Данный документ опубликован в бюллетене Министерства образования Республики Беларусь «Зборнік нарматыўных дакументаў» (№ 7, 2023);

·      требования к контролю и оценке результатов учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания образовательной программы общего среднего образования устанавливаются Методическими указаниями, утвержденными 15.09.2022 (Приложение 22);

·      формирование у учащихся функциональной грамотности средствами учебных предметов;

·      реализация воспитательного потенциала учебного предмета;

·      учебные программы факультативных занятий;

·      организация образовательного процесса на повышенном уровне;

·      организация образовательного процесса с использование интернет- ресурсов и журнала «Матэматыка і фізіка» (РУП «Издательство «Адукацыя і выхаванне»)

 М. А. Козловская, председатель УМО

           

            2. Учебно-методический блок

2.1. Об успеваемости профильных и допрофильных классов по итогам 2022/2023 учебного года.

2.2. Об итогах изучения уровня обученности учащихся за 2022/2023 учебного года.

2.3. О результатах централизованных экзаменов по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования в 2022/2023 учебном году.

2.4. Об итогах проверки ведения классных журналов VIII- XI классов 2022/2023 учебном году.

 

3. Практический блок

3.1. Разработка плана работы УМО на 2023/2024 учебный год.

3.2. Разработка плана работы по подготовке учащихся к выпускным экзаменам и ЦЭ в 2023/2024 учебном году.

3.3. Планирование работы с высокомотивированными учащимися через проведение факультативных и стимулирующих занятий по учебным предметам.

Все члены УМО.

 

Домашнее задание

1.Календарно – тематическое планирование факультативных, стимулирующих занятий по математике, информатике, физике.

Все члены УМО.

3.Скорректировать планы подготовки учащихся к ЦЭ и ЦТ по математике и физике; графики занятий с участниками республиканской предметной олимпиады 2023/2024 учебного года.

Учителя- предметники, работающие в VIII-XI классах.

4.Согласовать график взаимопосещения учебных и факультативных занятий учителями – членами МО.

М. А. Козловская, председатель УМО

 

 

Информационные источники

1.    Кодекс Республики Беларусь об образовании (в редакции от 22.12.2021).

2.    Образовательные стандарты общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26 декабря 2018 г. № 125.

3.    Государственный школьный стандарт (от 10.05.2022).

4.    Правила педагогических работников, утвержденные приказом Министра образования Республики Беларусь от 10.06.2022 № 401.

5.    Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 (в редакции от 26.12.2020).

6.    Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206 (в редакции от 03.05.2018).

7.    Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 525.

8.    Перечень мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования, утвержденный постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 12.06.2014 № 75 (в редакции от 16.10.2018).

9.    Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27.12.2017 № 164 «Об установлении перечня документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками, и исключения практики привлечения педагогических работников к выполнению работ, не относящихся к выполнению их трудовых функций».

10.          Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2023/2024 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования» (от 31.07.2023).

11.          Методические рекомендации по организации образовательного процесса при изучении отдельных учебных предметов на повышенном уровне в X–XI классах учреждений образования, реализующих образовательную программу среднего образования, с использованием новых учебных пособий.

12.          Постановление Министерства образования Республики Беларусь от

13.          14.08.2023 № 263 «О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний 2023/2024 учебном году»

14.          Методические рекомендации по составлению и оцениванию тестовых работ по учебному предмету «Математика».

15.          Методические рекомендации по использованию в образовательном процессе единого информационно-образовательного ресурса.

16.          Метадычныя  рэкамендацыі па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовагама маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі (утвержденные 21.08.2023 заместителем Министра образования Республики Беларусь).

17.          Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 07.07.2023 № 190 «Об утверждении учебных программ по учебным предметам для учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования» и примерное календарно-тематическое планирование по учебным предметам для каждого класса.

18.          Учебные программы факультативных занятий по учебным предметам.

19.          «Пералік вучэбных выданняў, якія прыгодныя для выкарыстання ў бібліятэчных фондах устаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі, у 2023/2024 навучальным годзе» (утвержден Министром образования Республики Беларусь А. И. Иванцом 06.02.2023).

 


 

Заседание 2 (ноябрь)

Тема: «Формирование функциональной грамотности учащихся средствами учебных предметов математики, информатики, физики и астрономии на базовом и повышенном уровнях»

Цель: Расширение информационно-образовательного поля учителей математики, физики, информатики и астрономии по формированию функциональной грамотности учащихся средствами учебных предметов.

Задачи:

1.       Углубить понятия: «математической, финансовой, естественно-научной, компьютерной, информационной грамотности учащихся».

2.       Обеспечить освоение педагогами приемов и методов формирования функциональной грамотности учащихся.

3.    Определить наиболее эффективные приемы и методы формирования

функциональной грамотности учащихся.

4.    Определить пути повышения функциональной грамотности учащихся.

Форма проведения: семинар-практикум.

План проведения:

1. Научно – методический блок

1. Современный урок: нормативные правовые и дидактические требования, проектирование, проведение и самоанализ, критерии успешности.

 

2.Учебно – методический блок

2.1. Формирование математической и финансовой грамотности учащихся средствами учебного предмета «Математика»;

2.2. Формирование компьютерной, информационной, коммуникативной грамотности учащихся средствами учебного предмета «Информатика»;

2.3. Формирование естественно-научной грамотности учащихся средствами учебного предмета «Физика».

 

3.Практический блок

3.1. Анализ результатов участия обучающихся VIII-XI классов в I этапе

республиканских олимпиад по математике, физике, информатике и астрономии. Рекомендации по подготовке учащихся ко II этапу республиканской олимпиады по учебным предметам.

М. А. Козловская, председатель УМО

3.2. Об итогах изучения адаптации учащихся в условиях профильного обучения при переходе на III ступень общего среднего образования;

3.3. Об итогах изучения уровня обученности учащихся за I четверть 2023/2024 учебного года.

М. А. Козловская, председатель УМО

3.4. О результатах проверки ведения рабочих тетрадей.

М. А. Козловская, председатель УМО

 

Домашнее задание

1.    Посещение учебных и факультативных занятий в профильных и допрофильных классах.

Учителя-предметники, работающие в VIII- XI классах,

Коррекция графика занятий с участниками II этапа республиканской олимпиады по математике, физике, информатике и астрономии.

Учителя- предметники, работающие в VIII- XI классах.

2.    Разработать методические рекомендации по использованию эффективных форм и методов работы в допрофильных классах по формированию функциональной грамотности учащихся средствами учебных предметов

Учителя- предметники, работающие в VIII, IX классах.

 

Информационные источники.

1.    Сайт Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» www.academy.edu.by

2.    Сайт Государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования » www.mgiro.edu.by

3.       Журнал «Матэматыка і фізіка» (РУП «Издательство „Адукацыя і выхаванне“»).

4.       Учебно-методическое пособие: Пирютко, О. Н. Методика преподавания математики в 5–6 классах. Функциональная грамотность: учеб.-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / О. Н. Пирютко. – Минск: «Адукацыя i выхаванне», 2023.

5.       Национальный образовательный портал: adu.by


Заседание 3 (январь)

Тема: «Реализация воспитательного потенциала учебных предметов «Математика», «Информатика», «Физика» и «Астрономия» в V- IX и X - XI классах»

Цель: расширение информационно-образовательного поля педагогов математики, физики, информатики и астрономии по реализации воспитательного потенциала при организации учебных и факультативных  занятий.

Задачи:

1. Обменяться накопленным опытом работы  в области реализации воспитательного потенциала на учебных занятиях по предметам естественно-математического цикла на базовом и повышенном уровнях.

2. Определить наиболее эффективные приемы и методы обучения для реализации воспитательного потенциала на учебных занятиях средствами учебных предметов УМО.

Форма проведения: семинар-обмен опытом

 

План проведения:

1.Учебно – методический блок

1.1. Воспитательный потенциал урока физики: проектно-исследовательская деятельность по физике как средство развития социально значимых качеств личности учащихся.

Из опыта работы.

1.2. Реализация воспитательного потенциала содержания учебных занятий при изучении математики.

Из опыта работы.

1.3. Реализация   воспитательного           потенциала          учебного          предмета «Информатика» на учебных занятиях: методы и приемы организации проектной деятельности учащихся.

Из опыта работы.

1.4. Использование в образовательном процессе дидактических материалов по математике практико-ориентированного характера.

Из опыта работы.

 

2. Практический блок

2.1. Анализ качества образования каждого учителя по классам за предыдущий учебный год и 1-ю, 2-ю четверти 2023/2024 уч. года.

М. А. Козловская, председатель УМО

2.2. Анализ результатов проведения II этапа республиканской олимпиады по учебным предметам и обсуждение подготовки к III этапу.

М. А. Козловская, председатель УМО

2.3. Обсуждение подготовки и проведения I этапа республиканской олимпиады по математике для V - VII классов, физике VII - VIII классов, информатике VI - IX классов.

(дебаты)

Домашнее задание

1. Подготовка   экзаменационного материала и стендов для учащихся и родителей для проведения выпускного экзамена (IX класс) по математике по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования; ЦЭ по математике (XI класс) по завершении обучения и воспитания III ступени общего среднего образования.

 

Информационные источники

1.    Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская работа в школе. – М: Вербум – М, 2001.

2.    Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. - Ярославль: Академия развития, 2008.

3.    Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие. - М.: Издат. центр «Академия», 2002. - 320 с.

4.    Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе/И.С. Якиманская, М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.

5.                Карпова С.И. Проектно-исследовательская деятельность как средство развития одаренных учащихся // Вестник университета (Государственный университет управления). 2012. №1. С. 143–147.5.

6.                Лебедев О.Е. Конец системы обязательного образования? //Вопросы образования. 2017. № 1. С. 230–2

7.    Сайт Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» www.academy.edu.by

8.       Журнал «Матэматыка і фізіка» (РУП «Издательство „Адукацыя выхаванне“»).

9.       Национальный образовательный портал: adu.by


Заседание 4 (март)

       Тема: «Современный урок: рациональные методы и приемы обучения учащихся решению задач различного уровня сложности как необходимое условие развития логического и критического мышления учащихся»

       Цель: Совершенствование компетентности педагогов в области современных методических подходов по проектированию учебного занятия.

Задачи:

1.      Углубить знания педагогов по проектированию организации и проведению современного учебного занятия.

2.      Определить наиболее эффективные методы и приемы обучения учащихся решению задач различного уровня сложности.

3.      Разработать методические рекомендации, способствующие обучению учащихся решению задач различного уровня сложности путем обмена опытом работы учителей.

Форма проведения: семинар - обмен опытом.

 

План проведения:

1.    Научно – методический блок

1. Использование современных информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов, разнообразных форм организации учебного взаимодействия, направленных на развитие и воспитание личности учащегося.

 

2. Учебно–методический блок

2.1. Рациональные методы и приемы обучения учащихся решению практико-ориентированных задач различного уровня сложности как необходимое условие    развития    логического        и          алгоритмического мышления.

Из опыта работы.

2.2. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством решения физических задач.

2.3. Рациональные методы и приемы обучения учащихся решению задач различного уровня сложности по учебному предмету «Математика».

Из опыта работы.

 

3. Практический блок:

3.1. Анализ проведения предметной недели по предметам естественно-математического цикла (математике, физике, информатике);

3.2. Анализ результатов проведения 1-го этапа республиканской олимпиады по математике в 5-ых,6-ых и 7-ых классах и подготовка ко 2-му этапу.

М. А. Козловская, председатель УМО

3.3. Обсудить рекомендации, способствующих обучению учащихся решению задач различного уровня сложности, внедрению современных способов и приемов организации и проведению учебного занятия по решению задач.

(Дебаты)

 

Домашнее задание

1.     Подготовка и проведение открытых уроков по предметам с целью реализации рациональных методов и приемов обучения учащихся решению задач различного уровня сложности.

    Учителя УМО.

2.     Панорама педагогического опыта. Обобщение, описание, представление и распространение педагогического опыта по теме самообразования учителей – членов УМО.

Учителя УМО.

Информационные источники  

1.       Старовойтова, Е. Л. Применение межпредметных задач на уроках математики для осуществления прикладной направленности обучения/ Е. Л. Старовойтова // Матэматыка: праблемы выкладання. - 2011. - № 2.

2.       Тюко, В. В. Формирование общеучебных интеллектуальных умений школьников на уроках математики/ В. В. Тюко// Матэматыка: праблемы выкладання. - 2011. - № 3.

3.    Далингер, В.А. Методика обучения математике. Когнитивно- визуальный подход: учебник для вузов/ В. А. Далингер, С. Д. Симонженков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 340 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09596-8. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:

4.    Сайт Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» www.academy.edu.by

5.    Журнал «Матэматыка і фізіка» (РУП «Издательство „Адукацыя і выхаванне“»).

6.    Учебно-методическое пособие: Пирютко, О. Н. Методика преподавания математики в 5–6 классах. Функциональная грамотность: учеб.-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / О. Н. Пирютко. – Минск: «Адукацыя i выхаванне», 2023.

7.    Национальный образовательный портал: adu.by


 

Заседание 5 (май)

        Тема: «Итоги работы учебно-методического объединения учителей математики, информатики, физики и астрономии за 2023/2024 и задачи на 2024/2025 учебный год»

        Цель: выявить проблемы в организации работы учебно-методического объединения и определить пути их решения в 2024/2025 учебном году.

Задачи:

1. Проанализировать работу УМО за 2023/2024 учебный год.

2. Презентовать полученные образовательные продукты.

3. Обсудить план работы учебно-методического объединения на 2024/2025 учебный год.

Форма проведения: методический отчет

 

          План проведения:

1.Учебно – методический блок

1.1. Подведение итогов работы УМО за 2023/2024 учебный год и основные направления работы на 2024/2025 учебный год.

М. А. Козловская, председатель УМО

1.2. Анализ результатов творческой активности членов УМО по итогам 2023/2024 учебного года.

М. А. Козловская, председатель УМО

1.3. Об итогах учебной деятельности учащихся за 2023/2024 учебный год.

М. А. Козловская, председатель УМО

1.4. Анализ результатов творческой активности учащихся.

М. А. Козловская, председатель УМО

1.5. Об итогах диагностики затруднений учителей.

М. А. Козловская, председатель УМО

1.7. О выполнении теоретической и практической частей учебных программ по учебным предметам «Математика», «Физика», «Астрономия» и «Информатика».

М. А. Козловская, председатель УМО

 

2. Практический блок

2.1. Отчеты по темам самообразования.

Учителя УМО

2.2. Выработка рекомендаций по планированию работы УМО на 2024/2025 учебный год.

М. А. Козловская, председатель УМО

2.3. О результатах учебной деятельности по учебным предметам «Математика», «Физика» «Астрономия» и «Информатика» за II полугодие и 2023/2024 учебный год.

М. А. Козловская, председатель УМО.

 

Информационные источники

1.    Национальный образовательный портал [Электронны рэсурс] – Режим доступа: http://www.adu.by. – Дата доступа: 01.06.2024.

2.    Портал Министерства образования Республики Беларусь [Электронны рэсурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by. – Дата

доступа: 01.06.2024.

3.    Богачева, И.В. Общение и представление опыта педагогической  деятельности / И.В.Богачева, И.В. Федоров, О.В. Сурикова. Общение и представление опыта педагогической деятельности. Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования» Минск, 2012

4.    Сайт Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» www.academy.edu.by

 

 

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Добро пожаловать на страницу виртуального методического кабинета